Что не так с мультиками для самых маленьких? Психолог о моментах, которые не видят родители
21.01.2023
Что не так с
мультиками для самых маленьких? Психолог о моментах, которые не видят родители
Когда родителям нужно заняться своими делами, на помощь приходят
мультики. Но все ли они подходят детям, учат ли доброму,
светлому, вечному? Детский психолог с 25-летним
опытом Ольга Никитина проанализировала три популярных мультсериала для малышей:
«Маша и Медведь», «Школа кролика Бобо» и «Малышарики» (несколько лет
подряд они входят в число самых рейтинговых). Выслушав доводы психолога,
вы научитесь легко определять для себя, какие мультики можно показывать
ребенку, а какие — нет.
Для начала специалист напомнила родителям:
важно, чтобы мультфильмы вошли в жизнь ребенка не раньше 3 лет.
— До этого возраста детям
в принципе вредно смотреть видеоматериалы, поскольку основное развитие
идет за счет деятельности и коммуникации. Все, что видит ребенок
на экране до 3 лет, — бесполезно, если не сказать плохо.
Выбирать надо только качественные
мультики, и под качеством понимается не виртуозно созданная анимация:
— Недавно прочла интересную мысль.
Мы любим высокий уровень прорисовки в отечественных мультфильмах,
потому что мы — взрослые. А детям нет до этого дела. Они живут
чувствами. И могут сопереживать герою, даже если он прорисован
абсолютно схематично. Качество — это скорее о том, когда
в мультике есть разумный сюжет, максимально приближенный к жизни.
То есть мультик должен быть со смыслом, уместными фразами или
поведением героев — чтобы у малышей не возникал диссонас между
мультяшной и объективной реальностью.
«Школа кролика Бобо»: добрый сюжет
и овца размером с лошадь
Этот мультик горячо любим молодыми мамами.
Его выбирают в качестве полезной «развивашки» для самых маленьких. Ольга Никитина
посмотрела несколько серий. Общее впечатление — положительное.
— Мультфильм добрый, в нем
хорошая подача материала. Песенки легко запоминаются, поэтому приготовьтесь,
что ребенок будет их напевать целыми днями.
Если со смыслами в мультике все
в порядке, то к внешнему виду героев есть вопросы. И дело
здесь не в разности вкусов. Образ персонажей далек от реальных
прототипов, поэтому детям сложно будет понять, как они выглядят
в реальности. Для развивающего материала это не очень хорошо.
— Изображения животных своеобразные.
Кролик почему-то в футболке, но без штанов и в очках. Вид
такой, что даже сразу и не скажешь: перед вами — кролик. Овца
почти не отличается по размеру от лошади, а у кошки
глаза прорисованы, словно она — человек.
Ольга Никитина считает, что в целом
это неплохой выбор для просмотра. С одной оговоркой: детям можно давать
уже более сложный материал.
— Повторюсь: я не сторонник
того, чтобы малыши до 3 лет смотрели мультики, а после этого
возраста, мне кажется, показывать «Школу кролика Бобо» уже поздновато. Выбор
за родителями.
«Малышарики» учат очень многому
и в легкой форме
По поводу этого сериала отзывы
у психолога исключительно положительные.
— Дети 3−4 лет способны полностью
понять то, о чем рассказывается в мультике, и усвоить тему.
Следовательно, смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главные достоинства сериала —
умеренность во времени и уместность выбранного материала.
— Серии длятся по 5 минут,
ребенок способен удержать внимание от начала и до конца. Следовательно,
сможет полностью усвоить информацию. Мультфильм знакомит малыша
с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит
защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим
и очень много чему еще.
При просмотре Ольга Никитина подметила
«фишки», которые используют в работе с детьми психологи
и педагоги. Вот некоторые их них:
— В мультике много
«Я-сообщений». Такой способ общения формирует у ребенка ответственность
за свои слова и поступки, вытесняет желание обвинить других
в своих несчастьях.
— Полезная информация часто подается
через действия и ситуации, с которыми малыш сталкивается
в повседневной жизни — умывание, зарядка, подъем и засыпание,
погода, игры. Это заметно облегчает усвоение материала.
— Описание вещей, природных явлений
и всего остального, о чем говорится в мультфильме, кажется очень
реалистичным и при этом легким для понимания.
— Скорость мелькания картинок
на экране и цветовая гамма подобраны с расчетом
на восприятие детей маленького возраста, что также позволяет лучше понять
материал.
«Маша и медведь»: в чем
недостаток?
Этот мультик Ольга Никита считает очень
неоднозначным. Многие дети и даже родители смотрят его, как зачарованные,
а коллеги-психологи часто ругают. Эксперт объясняет почему.
⠀— Психологи призваны
давать оценки детскому контенту, в том числе указывая на нюансы,
которые незаметны широкому кругу зрителей. И по поводу «Маши
и Медведя» есть один большой нюанс. После просмотра дети могут сделать
неправильный вывод: «Запреты не действуют, нарушай их безнаказанно».
Прочитав эти строки, родителям
не надо скептически усмехаться, мол, да ладно вам, не будьте
ханжой, главное, что мультик очень веселый и радостный. По поводу
радости никто не спорит, ее здесь в избытке. Но взрослые
должны понимать: если они воспринимают мультик, как милую шутку, то дети
смотрят на него иначе. Увиденное для малыша — это реальность.
Он запоминает то, что «работает», и начинает повторять.
— Детская жизнь во многом
состоит из запретов. И каждый ребенок хочет эти запреты нарушать
(не мыться, не ходить в садик, не слушаться родителей
и т.д.). Воспитательный контекст как раз должен показывать, к чему
игнорирование запретов может привести. К сожалению, весьма многочисленные
нарушения социальных норм, которые допускает Маша, получают в мультфильме
положительное подкрепление. В этом и состоит большое «не так»
этого мультика.
Психолог перечисляет моменты, которые
ее настораживают:
⠀
— Ребенок выступает как потребитель. Маша не проявляет заботу,
не дает, а только берет, подчас не выказывая благодарности.
⠀— Маша принижает авторитет взрослого,
который заботится о ней. Иногда девочка пинает Медведя, часто
и довольно жестко подшучивает над ним, почти никогда не слушается.
⠀— Ребенок проявляет только однобокие
эмоции: интерес, удивление, забава. И почти не проявляет любви,
сочувствия, переживания боли: ни по отношению к себе,
ни по отношению к близким.
⠀— Маша никому ничего не должна.
Она веселая и всегда выходит победителем. А тот, кто заботится
о ней, переживает, почему-то часто оказывается в дураках.
Многие родители часто сравнивают «Машу
и Медведя» с легендарным «Ну, погоди!». Говорят, например: «Волк тоже
вызывает у многих симпатию, а он — тот еще хулиган».
Но с эти мультиком в плане воспитания как раз все хорошо. В «Ну,
погоди!» нарушения запретов приводят к плачевным результатам, поясняет
эксперт. И в этом смысле мультфильм работает на снижение
у ребенка желания что-то нарушить. В «Маше и Медведе» такого четкого
посыла нет. Сквозь серии красной нитью проходит мысль: «Мир — интересное место,
где ты — главная. Что бы ты ни делала, как бы себя
ни проявляла и как бы ни обращалась с окружающими
и близкими, с тобой все будет хорошо!» Но мы-то с вами
знаем, что это далеко не так и что в жизни у всего есть
последствия.
Хотя воспитательная функция мультика
хромает, специалист считает, что его можно смотреть, «соблюдая дозировку».
⠀— Мультфильм нравится детям, это
говорит о том, что сделан он очень грамотно, с учетом
особенностей детского восприятия. Здесь много действий, картинки меняются,
внимание не застревает, нет нравоучений, героиня очень веселая,
и в целом у нее очень насыщенная жизнь.
Если надо развлечь загрустившего ребенка,
то «Маша и Медведь» с этой задачей легко справится. Только
родителям придется все равно потратить время на совместный просмотр
и выступить в роли комментатора: объяснять малышу, что Маша —
это Маша, она милая, она часто бывает неправа и брать с нее пример
не надо.
Ольга Никитина напоминает родителям еще
вот о чем: современная мультиндустрия богата на премьеры,
но очень часто она поставлена на коммерческие рельсы.
А различные комиссии по допуску продукта на экраны работают
сегодня более лояльно, чем в прежние времена. Если родители заботятся
о психологическом комфорте ребенка, то в роли критиков придется
выступить им самим.
⠀— Найдите несколько
минут, посмотрите вдумчиво пару серий того мультика, который любит ваш ребенок.
И вы сможете понять, почувствовать, хотите ли вы показывать
его дальше, не обернется ли он во вред.
Выбор психолога: мультики и фильмы
о дружбе
Если у вас сейчас нет времени
на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь
подборкой, которую составила Ольга Никитина.
Мультфильмы о дружбе:
«Приключения кота Леопольда», «Приключения
поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена»,
«Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая
антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой
друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить»,
«Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями»,
«Конек-горбунок»
⠀
Фильмы о детской дружбе:
Для детей 7−10 лет:
«Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинный
чулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата».
⠀
Для 10−13 лет:
«Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании»,
«Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный
сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов,
к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик»,
«Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“».
⠀
Для подростков 13+ лет:
«Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо
быть тихоней», «Клуб «Завтрак»».
Источник: