Основы артикуляционной гимнастики

15.12.2022

Правильная, выразительная речь — звуковой портрет человека. Речь — это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь — это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной ложки стучим по губам, произносим громко Б-Б-Б
8. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
9. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
10. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
11. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.
2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Биоэнергопластика .

Включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики

* Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

* Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

«Птенчики» — четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

«Часики» — сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

«Качели» — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Улыбка» — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 — пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 —ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

«Хоботок» — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Иголочка», «Змейка» — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

«Лопаточка» — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

«Чашечка» — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки» .

«Парус» — сомкнутая ладонь поднята вверх.

«Горка» — согнутая ладонь опущена.

 

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);Хочу такой сайт

Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

 

«Капуста»

Текст произносит взрослый

 

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Мы капусту рубим, рубим,

  

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Мы капусту трём, трём,

Трём кулаки друг о друга

Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы капусту солим, солим,

Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу

Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Мы капусту жмём, жмём

С силой сжимать и разжимать кулачки рук

Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы капусту в рот кладём-Ам!

Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки

Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

К счастью человеческое дитя самое долго взрослеющее существо на планете. Природа будто позаботилась о том, чтобы родители смогли исправить ситуацию к лучшему. Помните о том, что чем старше ребенок, тем сложнее исправить ошибки воспитания.

Надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

видео

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.12.2022

Дата обновления: 15.12.2022

Дата публикации: 15.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».