Оглавление
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
1.6.
1.7.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Дифференцированное представление об особых образовательных
потребностях ребёнка
Планируемые результаты освоения программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
программе
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание работы
Ввзаимодействие специалистов в реализации образовательного
процесса
Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй воспитанника
Индивидуальный план работы учителя-логопеда в реализации
программы
Индивидуальный план работы педагога-психолога в реализации
программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Специальные условия воспитания
Организация коррекционно-педагогического процесса в ДОУ
Индивидуальный учебный план
Режим дня
Материально-техническое обеспечение Программы
Методическое обеспечение Программы
3
3
4
4
5
11
11
10
12
12
14
15
17
19
21
21
22
22
22
23
24
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для ребенка
с ограниченными возможностями здоровья задержка психического развития (далее
ребёнок с ОВЗ ЗПР) в условиях подготовительной к школе группы.
АОП разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля
2020г. № 373);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Уставом МБДОУ «Каргасокский д/с №1»
АОП разработана на основе:
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г.
№1022;
ОП ДО МБДОУ «Каргасокский д/с №1» от 30.08.2024г. №80
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребёнка с ОВЗ ЗПР
дошкольного возраста 6-7(8) лет и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования) в соответствии с рекомендациями:
ТПМПК протокол №136от 19.05.22г. (девочка)
ТПМПК протокол № 148 от 23.09.23г. (мальчик)
Срок реализации АОП 2024-2025 уч. г.
Специалисты и педагоги, участвующие в реализации программы: воспитатели
группы, учитель-логопед, педагог-психолог.
Форма организации обучения: индивидуально-подгрупповая и групповая,
посещение занятий в группе сверстников в ДОУ.
Участие родителей (законных представителей) в реализации программы:
осуществление коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних
условиях по рекомендациям специалистов.
Условия реализации программы: коррекционно-развивающее обучение и
воспитание ребёнка ежедневно в течение срока реализации по разработанным
индивидуальным (групповым) планам. Гибкий режим интеллектуальных, эмоциональных
и речевых нагрузок, формирование предпосылок к учебной деятельности.
2
1.2.Цель и задачи программы.
Цель: создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения
ребёнка с ОВЗ ЗПР в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии, социальной адаптации.
Задачи.
1. Создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства;
2. Обеспечить специальные условия развития, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
3. Формировать предпосылки к учебной деятельности и самостоятельности в быту;
4. Обеспечить безопасность жизнедеятельности ребенка;
5. Содействовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка;
6. Формировать ориентировки в жизненных ситуациях, уважение к традиционным
ценностям;
7. Формировать все виды детской деятельности, способы и приемы взаимодействия
ребёнка с ЗПР с миром людей и окружающим их предметным миром.
8. Способствовать развитию познавательной и речевой активности.
Задачи индивидуального развития ребенка с ОВЗ ЗПР.
1. Развивать навыки общепринятых норм и правил поведения в быту и
общественных местах.
2. Совершенствовать мелкую и крупную моторику, двигательные умения и
навыки ребенка, формировать правильную осанку.
3. Способствовать развитию представления ребенка о сенсорных эталонах.
4. Учить владеть речью, как средством общения. Развивать словарь ребенка,
фразовую речь, формировать звуковую культуру речи, фонетикофонематический слух.
5. Формировать представление ребенка о своей семье.
6. Формировать элементарные математические представления.
7. Накапливать опыт ориентировки в пространстве.
8. Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности:
совершенствовать умения и навыки рисования, лепки, выполнения аппликации.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех
задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на
уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность
обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с
возрастными нормами.
Принцип интеграции реализуется через интеграцию содержания пяти
образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению
образовательных областей.
Принцип системности. Принцип системного подхода – предполагает понимание
человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация
коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ ЗПР, имеющим трудности в
развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство
диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений ребенка. Всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
3
решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору
коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный
возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности
происходит развитие и формирование ребенка.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей установление доверительных
партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательное отношение к
запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку,
планирование совместных действий, направленных на поддержку ребенка;
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка с ОВЗ ЗПР
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов
и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня его
подготовленности и уровнем развития способностей. Он же предусматривает
обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход
предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных
особенностей ребенка (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов,
интересов и пр.), в значительной мере влияющих на его поведение в различных
жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование
педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных
результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенку.
Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия
ребенка с ОВЗ ЗПР со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным
миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать
повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими
детьми и взрослыми.
Личностно-ориентированный подход. В своей работе педагоги Учреждения
следуют правилам, выработанными практикой личностно-ориентированного воспитания:
выбирают формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью
обучающегося (воспитанника);
строго, но доброжелательно и терпеливо осуждают плохие поступки обучающегося
(воспитанника);
поддерживают эмоциональное благополучие ребенка;
формируют положительную самооценку ребенка.
1.4.Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы
отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в
генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо
выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной
системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно
отсталыми. МКБ-10 объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами
психологического развития» (F84).
Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность
(мозаичность) нарушений ЦНС.
4
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития
В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и
проявляются в следующем:
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой
моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и
техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают
двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки
психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации,
произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной
организации движений.
Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности
восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных
функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и
конструирование.
Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми
того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации. В воспринимаемом
объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие
стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети
могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при
восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть
трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения
предметов.
У детей с ЗПР наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение
познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и
качественное своеобразие игровой деятельности.
Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности
при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от
несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на
другой, при обобщении.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития
детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в
следующем:
отставание в овладении речью как средством общения и всеми
компонентами языка;
низкая речевая активность;
бедность, недифференцированность словаря;
выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования,
словоизменения, синтаксической системы языка;
слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и
словесного отчета;
задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых
высказываний;
недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности,
трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
недостатки устной речи и несформированность функционального базиса
письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях
понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных
звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к
5
концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической
помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня
психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения
таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность,
контроль и саморегуляция.
Вышеперечисленные
особенности
познавательной
деятельности,
речи,
эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса,
обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном,
регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих
компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с
ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого
функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и
формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.
Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в
следующем:
раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной
психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех
образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная
коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социальнокоммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
обеспечение преемственности между дошкольным и школьным
образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;
обеспечение особой пространственной и временной организации среды с
учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности);
щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности
детей и образовательных нагрузок;
изменение объема и содержания образования, его вариативность;
восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность
освоения образовательной программы;
индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения
образовательной программы;
формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений
об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в
практическую и игровую деятельности;
постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
разработка и реализация групповых и индивидуальных программ
коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей
психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний,
представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
изменение методов, средств, форм образования; организация процесса
обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление
материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов,
6
приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации
недостатков в развитии);
приоритетность целенаправленного педагогического руководства на
начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок
для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания
оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в
общеобразовательную среду;
развитие
коммуникативной
деятельности,
формирование
средств
коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми
и сверстниками, социально одобряемого поведения;
развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
целенаправленное
развитие
предметно-практической,
игровой,
продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с
ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных
компонентов;
обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника;
грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для
формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным
представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и
воспитания ребенка с ЗПР.
Общие сведения о ребёнке 1.
Ф.И. ребенка:Ф.И.О.
Дата рождения: 1.08.2017 г.р.
Домашний адрес:Томская обл., Каргасокский р-н., с. Каргасок, ул. Кв.
Сведения о родителях (законных представителях): мать – Ф.И.О., отец – Ф.И.О.
Группа здоровья: II
Психиатр:F80,88, F94.0
Характеристика развития ребёнка.
Ребенок воспитывается в полной семье, первый ребёнок. В детском саду нет
вербального общения с детьми и со взрослыми. Общается при помощи жестов. Поведение
не организовано, преобладает полевое поведение. Не проявляет интерес к занятиям, не
внимателен, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога.
Развитие общей и мелкой моторики: грубых нарушений со стороны моторной
сферы нет, мелкая моторика развита не достаточно ведущая правая рука. Не любит
рисовать, отказывается от занятий по изодеятельности. Самообслуживание слабо развито,
в туалет ходит с напоминанием взрослого. Одевается и раздевается также при помощи
взрослого.
Игровая деятельность: предпочитает играть с отдельными игрушками, не развивает
игровой сюжет. Проявляет небольшой интерес к игре с куклами и кубиками. Постройки
самостоятельно совершает неохотно, недостаточно владеет работой с бумагой.
Развитие речи. Нет активного общения в детском коллективе и со взрослыми в
детском саду.
Социально-коммуникативное развитие: мальчик контакту не доступен, у него
избирательное общение. С близкими (мама, папа) он разговаривает, а в детском саду с
педагогами и детьми молчит.
7
Характеристика речевого развития: понимает ситуативную речь, может показать
предметы, части тела и тд. Предикативный словарь, словарь прилагательных,
грамматический строй речи тоже в норме (показывает).
Общие сведения о ребёнке 2.
Ф.И. ребенка: Ф.И.О.
Дата рождения:28.10.2017 г.р.
Домашний адрес: Томская обл., Каргасокский р-н., с. Каргасок, ул. Кв.
Сведения о родителях (законных представителях): мать – Ф.И.О., отец – Ф.И.О.
Группа здоровья: I
Психиатр:F88, F84.8?
Характеристика развития ребёнка.
Девочка воспитывается в неполной семье, второй ребенок. В детском саду нет активного
общения с детьми и со взрослыми. Поведение не организованно, преобладает полевое
поведение. К лидерству не стремится, не проявляет интерес к занятиям, не внимательная,
не усидчива, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так
как не слушает и допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует, но не всегда
с желанием. Добивается желаемого криком, плачем.
Развитие общей и мелкой моторики: грубых нарушений со стороны моторной
сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая левая рука.
Математические представления: показывает геометрические фигуры, считает до 10.
Сформированность пространственно-временных отношений. Плохо ориентируется в
пространстве и времени (путает понятия право-лево, при показе путает времена года,
части суток, дни недели не знает).
Игровая деятельность: предпочитает играть с отдельными игрушками, не развивает
игровой сюжет. Проявляет небольшой интерес к игре с куклами и кубиками. Постройки
самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет работой с бумагой.
Развитие речи: нет активного общения в детском коллективе и со взрослыми в
детском саду.
Классифицирует предметы «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты».
На занятиях не усидчива, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция.
Представляет о сенсорных эталонах сформированы в неполном объеме: предметы
по форме соотносит, геометрические фигуры знает, знает основные цвета. Соотносит
предметы по величине (большой-маленький), собирает разрезные картинки из 5-ти и
более фрагментов, пазлы, собирает пирамидку из 5-ти, 6-ти колец.
Изобразительная деятельность развита на слабом уровне, не владеет кистью,
основными приемами лепки, плохо получается складывать бумагу, штриховку и
закрашивает фигуры выполняет не аккуратно.
Самостоятельна в самообслуживании, в трудовой деятельности.
1.5. Дифференцированное представление об особых образовательных потребностях
ребёнка.
Общие закономерности, возрастные и специфические особенности развития детей с
задержкой психического развития обуславливают их особые образовательные
потребности.
Особые образовательные потребности всех детей с нарушением интеллекта:
- раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоциональноположительного взаимодействия,
- непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения,
- реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка на доступном
уровне взаимодействия со взрослым,
8
использование специальных методов и приемов обучения в ситуации
взаимодействия со взрослыми,
- проведение систематических коррекционных занятий с ребенком,
- создание ситуаций для формирования переноса накопленного опыта
взаимодействия в значимый для ребенка социальный опыт,
- активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку
способов обучения,
- активизация и стимуляция познавательного интереса к ближайшему
окружению.
Специфические образовательные потребности для детей:
-пропедевтика рисков социальной дезинтеграции в среде сверстников,
- накопление разнообразных представлений о ближнем окружении жизненнозначимых для социальной адаптации,
- овладение социальными нормами поведения в среде сверстников,
- овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях,
- формирование социального поведения в детском коллективе;
- воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности, в том
числе досуговой.
-
1.6.Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения программы ребенком, которые созданы на основе ФГОС,
оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и
предполагают достижение им двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знаний и умений, специфичных
для каждой области, готовность их применения.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
1.7.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
9
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Образовательная деятельность по Программе оценивается посредством введения
системы показателей, которые объединены в группы ведущих факторов,
ориентированных на те или иные сферы деятельности дошкольной организации,
оказывающей помощь детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года. Целью
педагогического
обследования
является
изучение
индивидуального
уровня
сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.
Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка
(самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности
ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию
статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий
темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Задачи обследования – выявить индивидуальные образовательные потребности
каждого ребенка, определить формы обучения (занятия – индивидуальные, фронтальные,
занятия в малой группе), а также оценить эффективность педагогического воздействия для
дальнейшего планирования коррекционной помощи.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за поведением детей в
группе, уровня их самостоятельности в быту, активностью в свободной и специально
организованной деятельности, а также в процессе индивидуального обследования
специалистами (воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре).
Результаты усвоения АОП обсуждаются на ППк дошкольного учреждения и
фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребёнка в
соответствии с реализуемой программой.
Направленияд
иагностики
Диагностическийкомплект
Фиксацияре
зультатов
Срокипров
едения
Ответственн
ый
Психологическое
обследование
Н.Н. Павлова, Л.Г.
Руденко.
ЭкспрессДиагностика в детском
саду.
Протокол
динамического
наблюдения
Сентябрь
Май
Педагогпсихолог
Логопедическое
обследование
Диагностикаи
Коррекция задержки
Психического развития
Удетей (подред. С.Г.
Шевченко)
Метод.Материалы
Г.В.Чиркиной,
Т.Б.Филичевой
Педагогический
мониторинг;
Речевая
карта
Ребенка с ЗПР
Сентябрь
Май
Учительлогопед
10
Педагогическое
обследование
ВерещагинаН.В.
Диагностика
педагогического
процесса
образовательной
ситуации
Карта наблюдений
по
результатам
обследования
Сентябрь
Апрель
Воспитатели
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в
себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ,
проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и
педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с нарушением речи и психического развития в условиях
дошкольного образовательного учреждения способствует формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков и
эмоционально-волевых качеств;
- консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
В осуществлении индивидуальной адаптированной образовательной программы
развития ребёнка с ОВЗ ЗПР активную работу проводят воспитатель, учитель – логопед,
педагог-психолог, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель.
Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
воспитанника, представлена в пяти образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
11
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
ребёнка,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях
и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных детской жанров
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности ребёнка: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия. Координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не приносящим ущерба организму. Выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.)
Образовательная деятельность с воспитанником по реализации программы
строится на основе интеграции образовательных областей как по задачам и содержанию,
так и по средствам организации и оптимизации детской деятельности, в соответствии с
возрастными особенностями и индивидуальными возможностями воспитанника,
спецификой и возможностями образовательных областей.
Особенности организации образовательного процесса представлены в ОПДО
«Каргасокский д/с №1»
Условия реализации образования на групповых занятиях:
активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
адаптация содержания по типу упрощения;
чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
12
планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные
задачи для ребенка;
повторение материала;
смена видов деятельности;
стиль обучения – многосенсорный;
предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с
поддержкой зрительного контакта.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий.
Физкультурные минутки. Во время ОД 1,5-2 минуты. Комплексы физических
упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику.
Индивидуально, не в полном объеме.
Динамические паузы (двигательные разрядки). Во время занятий и между
занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка. На занятиях в виде игр. Между
занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов
релаксации. Индивидуально, не в полном объеме.
Подвижные и спортивные игры: как часть физкультурного занятия, на прогулке.
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка.
Индивидуально, не в полном объеме.
Пальчиковая гимнастика: ежедневно, проводится в любой отрезок времени.
Индивидуально, не в полном объеме.
Упражнения после сна, массажные дорожки: после сна ежедневно.
Комплексы физических упражнений в группе: индивидуально, не в полном объеме.
Гимнастика для глаз: ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в
зависимости от интенсивности нагрузки.
Использование наглядного материала, показ педагога: в полном объеме.
Дыхательная гимнастика:в разных формах физкультурно-оздоровительной,
развивающей работы. Индивидуально, не в полном объеме.
Проветривание помещения: в полном объеме.
2.2.Ввзаимодействие специалистов в реализации образовательного процесса.
Познаватель
ное
Речевое
ОО
Содержание коррекционной
работы
Формирование элементарных
навыков культуры и поведения,
навыков невербальной
коммуникации.
Общение и речевое развитие.
Социально-бытовые навыки.
Знакомство с окружающим
миром.
Сенсорное развитие всех видов
восприятия.
Создание целостного образа
окружающего.
Специалисты
осуществляющие
коррекционную
деятельность
Воспитатель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Вид деятельности по
осуществлению
коррекции
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Специальноорганизованные
занятия, игры,
повседневная
деятельность.
13
Повседневное общение,
специальноорганизованные
занятия, игры, обучение
способам невербальной
коммуникации.
Физическое
Художественно-эстетическое
Социально-коммуникативное
Элементарные навыки культуры
поведения
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Переход от неспецифических
Воспитатель
манипуляций к специфическим. Учитель-логопед
Формирование простых игровых Педагог-психолог
действий с переходом к цепочке
игровых действий. Обучение
игровому взаимодействию
поведения.
Повседневная
деятельность, игра,
специально
организованные
занятия.
Включение в игровое
взаимодействие детей в
условиях группы.
Специальноорганизованные игрызанятия.
Одевание и раздевание. Навыки
туалета. Навыки приема пищи.
Элементарные трудовые
навыки.
Воспитатель
Игры, специально
организованные
занятия,
организованная
педагогом деятельность
в режимных моментах,
поручение, дежурство
Формирование интереса к
рисованию, лепке, аппликации,
конструированию, музыкальной
деятельности. Обучение
способам действий в различных
видах продуктивной
деятельности. Знакомство с
различными материалами и
способами их использования
Воспитатель
Музыкальный
руководитель,
воспитатель.
Специальноорганизованные
занятия.
Организованная
педагогом деятельность
в режимных моментах.
Игра.
Интерес к прослушиванию
песен и музыкальных
произведений. Формирование
элементарных певческих и
музыкально-ритмических
навыков.
Музыкальный
руководитель,
воспитатель.
Воспитатель
Создание условий,
побуждающих к двигательной
активности. Развитие основных
двигательных навыков.
Инструктор по
физической
культуре.
Воспитатель
Специальноорганизованные
занятия.
Организованная
педагогом деятельность
в режимных моментах.
Игра.
Игры, специальноорганизованные
занятия.
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй воспитанника.
В начале жизненного пути рядом с малышом находятся самые главные люди в его
жизни – родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Благодаря их любви, заботе,
эмоциональной близости и поддержке ребенок растет, развивается.
На определенном этапе своей жизни ребенок поступает в детский сад. Теперь его
окружают новые люди: взрослые и дети, которых он увидел впервые и не знал раньше.
Ребенок приобретает новый опыт общения со сверстниками. А воспитатели помогают
14
родителям подготовить ребенка к вступлению в школьную жизнь, детям – прожить
беззаботно и счастливо период дошкольного детства.
Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад-семья»
Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
- родители являются первыми педагогами своего ребенка. Участие родителей в
жизни малыша не только дома, но и детском саду помогает им:
- увидеть мир с позиции ребенка (смотрю на мир твоими глазами);
- относиться к ребенку как к равному партнеру;
- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми (каждый ребенок
уникален и он будущая личность);
- узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании (со
стороны педагогу виднее, он специалист);
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к
эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
- установить хорошие доверительные отношения с ребенком.
Одной из ведущих целей взаимодействия детского сада с семьей – является
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и
сотрудниками учреждения. Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не
потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Для
успешного и системного контакта с родителями в учреждении разработана система
взаимодействия образовательного учреждения с семьей
Система взаимодействия образовательного учреждения
с семьёй ребёнка с ОВЗ ЗПР
Направления взаимодействия
Изучение семьи, запросов,
уровня педагогической
компетентности, семейных
ценностей.
Информационнопросвещенческое обеспечение
взаимодействия
Формы взаимодействия
Социологические обследования по определению
социального статуса и микроклимата семьи, беседы
(администрация, педагоги, специалисты),
наблюдения за процессом общения членов семьи с
ребенком, анкетирование, проведение мониторинга
потребностей семей в дополнительных услугах.
Рекламные буклеты, журнал для родителей визитная
карточка учреждения, информационные стенды,
выставки детских работ, личные беседы, общение по
телефону, индивидуальные записки, родительские
собрания, родительский клуб, сайт, передача
информации по электронной почте и телефону,
оформление
наглядной
информации
(стенды,
объявления, выставки детских работ, фотогазеты,
памятки).
15
Консультации, лекции, беседы,
конференции с родителями
Консультации
на
различную
тематику,
индивидуальное, семейное, очное, дистанционное
консультирование, памятки.
Просвещение и обучение
родителей
Семинары – практикумы, мастер – классы по запросу
родителей, по выявленной проблеме (направленность –
педагогическая,
психологическая,
медицинская,
семейнообразовательное
право),
приглашение
специалистов, сайт, творческие задания, тренинги,
семинары, подготовка и организация музейных
экспозиций в учреждении, их активное использование.
Совместная деятельность
детского сада и семьи
Родительский комитет, дни открытых дверей,
организация совместных праздников, проектная
деятельность, выставки совместного семейного
творчества, семейные фотоколлажи, субботники,
экскурсии, походы, досуги с активным вовлечением
родителей.
2.4. Индивидуальный план работы учителя-логопеда в реализации программы.
Цель: создание предпосылок речевого развития ребёнка ОВЗ ЗПР в условиях
логопедического пункта. Развитие основных функций речи (функции общения,
познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Задачи:
формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания,
памяти);
работа над пониманием обращенной речи;
развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
развитие чувства ритма;
развитие дыхания и голоса;
формирование произносительной стороны речи;
формирование активной речи (звукопроизношение, отдельные слова, элементарные
фразы, совершенствование фразовой речи).
Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной
гимнастики (от простых упражнений к более сложным).
Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом.
Формирование произносительных умений и навыков: закрепление формирования
правильного ротового выдоха, формирование базовых артикуляционных укладов звуков,
усвоение слов различной слоговой структуры слова и звуконаполняемости, развитие
лексико-грамматического строя и связной речи.
Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в
общении.
Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая)
способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.
16
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания,
фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию
правильной речи.
Направления
работы
Артикуляционная
(логопедическая)
гимнастика
Дыхательная
гимнастика.
Содержание
«Сказка о Веселом Язычке», «Утро с котиком Мурзиком»,
«Денискина зарядка», «Цифровая артикуляционная гимнастика»
«Надуем шарик». «Подуем на снежинку, бабочку, пёрышко,
пушок», «Пускаем мыльные пузыри», «Дышим ароматом
цветочка», «Дыхательная мини-гимнастика».
Дыхательно-голосовые упражнения: «Заморозим подбородок»,
«Заморозим ладошку», «Погреем ладошки».
Пальчиковая
Игровые комплексы пальчиковой гимнастики: «Компот»,
гимнастика.
«Осенние листья», «У Лариски – две редиски», «За ягодами»,
«Засолка капусты», «Цветки», «Сорока», «Ладушки», «Варежка»,
«Братцы», «Замок», «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики
гулять», «Капуста», «Четыре братца», «Дружба», «Мы рисовали»,
«Рыбки», «Лошадки», «Зайцы», «Дом и ворота», «Коза и козлёнок»,
«Руки в стороны», «Считаем пальчики»
Игры со спичками или счётными палочками: «Сложи
картинку» (Квадрат, треугольник, домик, ёлочку, флажок, очки,
лодочку, лопатку, бабочку, машину т.д.)
«Выкладывание образа буквы из спичек или счётных палочек»
Самомассаж.
Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший», «Наденем
шапочку».
Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки», «Рисуем
яблочки», «Пальцевый душ», «Рисуем брови», «Глазки спят»,
«Нарисуем усы», «Весёлый клоун», «Грустный клоун», «Клювик»,
«Погладим подбородок», «Расчёска», «Молоточек», «Паровозик»,
«Умыли личико».
Самомассаж лица и шеи: «Осень», «Весёлые пальчики»,
«Озорные мишки», «Игра с ушками».
Самомассаж сопровождается показом и одновременным
произнесением потешки или стихотворения.
Логоритмические
Динамические упражнения «Киска», «Котята», «Мишки»,
упражнения.
«Зверинная зарядка», «Слепим кролика» дают заряд бодрости и
закрепляют знания о животных, «Лягушки», «Паучок» - о
насекомых.
Логоритмические упражнения: «Деревцо», «Физкультпривет»,
«Бабочка»,
«Водичка»,
«Кулачок»,
«Тук-тук»,
«Зайчонок», «Снег», «Дождик», «Ёжики», «Снежок», «Кормушка»,
«Ласточка». «Домики гласных звуков» (А, У, О, Ы, Э).
Настольно«Логопедическое домино»,
печатные игры
«Логопедическое лото», «Парные карточки», «Лабиринт»,
для формирования
«Логопедическое лото по сказкам», «Картинки половинки»,
правильного
«Цветик семицветик», «Футбольный мяч», «У родителей и деток,
звукопроизношения вся одежда из монеток», «Звуковые дорожки», «Кубики».
Многофункциональные карточки: «Едем на поезде», «Весёлая
дорожка», «Что везёт машина?», «Что в корзине?», «Чудесный
17
Игры, упражнения
и тренинги для
коррекции и
развития лексикограмматического
строя речи.
Упражнения на
релаксацию.
мешочек», «Волшебная шкатулка», «Строим дом», «Волшебный
волчок», «Лесенка-чудесенка», «Поле чудес», «Мостик через
речку».
Темы.
«Наш детский сад», «Игрушки», «Осень», «Деревья», «Листья»,
«Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Перелётные птицы»,
«Наше
тело»,
«Дикие
животные»,
«Дикие
животные.
Словообразование», «Детёныши диких животных», «Зима», «Заяц и
белка зимой», «Новогодняя ёлка».
«Снеговик.
Описательный
рассказ»,
«Зимние
забавы.
Описательный рассказ», «Зимующие птицы». Словоизменение»,
«Одежда», «Одежда. Словообразование», «Обувь», «Наши
защитники», «Головные уборы», «Одежда, обувь. Рассказ»,
«Семья», «8 Марта», «Весна», «Животные и птицы холодных
стран», «12 апреля – День космонавтики», «Домашние животные»,
«Детёныши домашних животных. Словоизменение», «Домашние
птицы и их птенцы», «Посуда», «Посуда. Описательный рассказ»,
«Дом. Строительство», «Мебель», «День победы», «Транспорт»,
«Профессии», «Лето, цветы, насекомые»
«Любопытная Варвара», «Озорные щечки», «Рот на замочке»,
«Злюка успокоилась», «Лимон», «Пара», «Вибрация», «Летний
денек», «Замедленное движение», «Тишина», «Звери и птицы
спят».
2.5. Индивидуальный план работы педагога-психолога в реализации программы.
Цель:
содействие
активизации
познавательной
мотивации,
формирование
коммуникативных навыков.
Задачи:
формировать представления о себе, других людях, окружающем мире.
формировать умение взаимодействовать со сверстниками.
развивать познавательный интерес.
развивать умение выделять в предмете разные особенности, вычленять разные
свойства и качества.
развивать навыки сосредоточения, переключения и устойчивости внимания.
Содержание.
Направление
работы
Первичная
диагностика
Цели/задачи
Методики
1.Исследование зрительномоторной
координации,
внимания,
работоспособности,
визуального
мышления,
объема
кратковременной
памяти.
Промежуточная 2.Исследования
уровня
диагностика
тревожности.
Итоговая
3.Исследование личностных
диагностика
особенностей.
18
Экспресс диагностика в детском саду
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.;
Тест Тэммл, Дорки, Амен;
Цветовой тест Люшера;
Динамическое наблюдение.
Индивидуальные/подгрупповые занятия
Февраль – июнь
Развитие
Отработка
личностноЧтение терапевтических сказок:
эмоционально- конструктивных
моделей «Белочка-припевочка», «Сказка про
личностных,
поведения в жизненных ежика Витю», «Цветок по имени
волевых
ситуациях;
Незабудка»,
«Маленький
качеств,
Развитие
медвежонок», «Маленький котенок» и
произвольности коммуникативных умений, др.
регуляции
обучение
способам Арттерапия – работа с красками,
поведения.
выражения
эмоций, пластилином, бумагой.
пониманию
поступков
Игры
и
упражнения
с
окружающих людей;
использованием песка.
Формирование
основ
Игры
и
упражнения
на
поведения, через анализ формирование представлений о себе и
своих
поступков
и других людях: «Настроение», «Это я»,
последствий
принятых «Сходства и отличия», «Поступки»,
решений;
«Семья» и другие.
Повышение
общей Психогимнастика.
осведомленности.
Познавательное
Развитие мышления и
Упражнения с блоками Дьенеша на
развитие
способности анализировать сравнение геометрических фигур,
простые закономерности;
нахождение сходств и различий,
Развитие умения выделять закрепление знаний о форме, величине
в
явлении
разные и цвете.
особенности, вычленять в
Игры и упражнения на исключение
предмете разные свойства и лишнего (одежда, посуда, игрушки,
качества;
животные, фрукты, овощи).
Развитие внимания;
Упражнения и д/и на нахождение
Развитие
общих
признаков предметов
и
пространственного
продолжение закономерностей.
восприятия и воображения;
Игры и упражнения на развитие
Развитие памяти;
распределения
внимания:
Развитие межполушарного «Запрещенные движения», «Нарисуй»,
взаимодействия.
«Не пропусти профессию», «Найди
тень», «Расставь знаки», «Найди такой
же фрагмент», «Найди отличия»,
«Хлопни в ладоши» и др.
Игры и упражнения на увеличение
объема
внимания:
«Сосчитай
глазами», «Дорисуй», «Мешок», «Что
изменилось» и др.
Игры и упражнения на развитие
переключения внимания: «Кольца»,
«Найди и вычеркни», «Слушай и
хлопай», «Карлики и великаны»,
«Пазл» и др.
Игры и упражнения на развитие
двигательной
сферы
и
пространственной
ориентировки:
«Скульптор», «Прятки», «Мышки
трусишки», «Колокольчик», «Найди
19
свой домик», «Найди игрушку».
Игры и упражнения на развитие
объема и устойчивости памяти:
«Запомни картинки», «Повтори за
мной действие», «Что пропало», «Что
изменилось» и др.
Упражнения: «Жаба», «Кольцо»,
«Ухо - нос» и др.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Специальные условия воспитания.
№ Критерии
1.
2.
Нозологическая
группа
Режим
Рекомендательные
условия
АОП в ДОУ в группе комбинированной
направленности
Охранительно
–
профилактические
мероприятия по воспитанию, образованию и
развитию ребёнка.
Примечание
Ребёнокс
ОВЗ
ЗПР
Общий, со всеми
специалистами,
в
группе
сверстников.
3.
Дополнительные 1. Развивающая предметно-пространственная
условия
среда ДОУ
2. Соблюдение алгоритма действий на
занятиях.
3. Корригирующий практический материал,
способствующий воспитанию, развитию и
социализации.
4.
Дозирование зрительных нагрузок,
щадящий режим пребывания в организации.
Воспитатели.
Учительлогопед.
Педагогпсихолог
4.
Программное
обеспечение
АОП
Воспитатели.
Учительлогопед.
Педагогпсихолог
ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Инновационная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд.
(инновационное), испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336с.
Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями интелекта / Екжанова
Е.А., Стребелева Е. А. – М.: Просвещение,
2003
Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у
детей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В.
Туманова // Коррекция нарушений речи.
Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
20
детей
с
нарушениями
Просвещение, 2008
речи.-
М.:
3.2. Организация педагогического процесса в ДОУ.
Ребёнок посещает ДОУ в режиме 11-часового пребывания, с 07.30 до18.30
Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания
ребёнка в ДОУ.
Организация
воспитательно-образовательной,
развивающей
работы
осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает
общее количество групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
3.3. Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий
Групповые занятия воспитателей
Индивидуальная работа воспитателей в режимных
моментах
Индивидуальные занятия учителя-логопеда
Индивидуальные занятия педагога-психолога
Количество
занятий
в неделю
10
3
2
Дни
недели
Пн.-пт.
Ежедневно
Пн., ср., пт.
Ср., пт.
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется
психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время,
предусмотренное
физиологическими
особенностями
возраста
и
Санитарноэпидемиологическими правилами, и нормами:
- продолжительность группового занятия 30 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 10-15 минут;
- продолжительность подгруппового занятия 20-25 минут.
3.4. Режим дня
Название деятельности
Прием детей, свободная игра
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство
Утренний круг
Игры, занятия, занятия со специалистами, второй завтрак
Второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, игры, занятия
Подготовка к обеду, обед, дежурство
Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон
Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры
Чтение художественной литературы
Подготовка к полднику, полдник, дежурство
Игры, кружки, занятия со специалистами
Вечерний круг
21
Время
07.30-08.25
08.25-08.35
08.35-08.50
08.50-09.10
09.10-11.05
11.05-11.15
11.15-12.35
12.35-12.45
12.45-13.15
13.15-15.00
15.00-15.30
15.30-15.40
15.40-16.00
16.00-16.40
16.40-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой
17.00-18.00
18.00-18.30
Характеристика жизнедеятельности ребёнка в группе.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и чёткое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом
правильного
построения
режима
является
его
соответствие
возрастным
психофизиологическим особенностям ребёнка.
Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования,
приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий,
прогулок и самостоятельной деятельности детей.
Соблюдение режима дня, построенного с учётом суточного ритма
физиологических функций, способствует возникновению у детей прочных условных
связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Правильный режим
дисциплинирует дошкольников, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, что
способствует их нормальному, психофизическому развитию и укреплению здоровья.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя
из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, в том
числе детей с ОВЗ. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Предметный мир детства – среда развития всех специфических детских видов
деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и
вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечивающая
полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает
единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности
ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка
и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного
воздействия.
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным
фактором, обогащающим детское развитие. Они основываются на системном подходе к
коррекционно-развивающему
обучению
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и опираются на современное представление о
предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного
развития ребенка дошкольного возрастов. Важнейшим механизмом полноценного
развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее
разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. Для
обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей
предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Программа предполагает такую организацию предметно-развивающей среды,
которая соответствует целям и задачам специального дошкольного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и направлена на формирование и
преобразование «житейского» (по JI. С. Выготскому) опыта детей. Предметноразвивающая среда для дошкольников с умственной отсталостью представляет собой
совокупность
природных
и
социально-культурных
предметных
средств,
удовлетворяющих потребности актуального и перспективного развития ребенка,
учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на
22
становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира» и
обогащению житейского и элементарного научного опыта детей.
В Программе учтены и отражены при построении предметно-развивающей среды
многообразные интересы всех участников образовательного процесса (детей и взрослых).
Направления
Предметно-пространственная среда
Физическое развитие и Спортивный зал. Стационарное оборудование: спортивный
здоровье
комплекс, гимнастические стенки, лабиринт. Переносное
оборудование: скамейки маты, дорожки, канаты, дуги, кегли,
обручи, мячи большие и маленькие, доски для ходьбы, ленты,
палки гимнастические, скакалки, клюшки, обручи, и др.
Физкультурные уголки во всех группах. Спортивная площадка.
Медицинский кабинет. Прогулочные участки.
Музыкальный центр.
Познавательно-речевое Уголки в группах: книжный, природы, экспериментирования,
развивающих игр, конструирования.
Художественноэстетическое
Музыкальный зал: пианино, музыкальный центр, магнитофон,
проектор.
Уголки в группах: музыкальный, творчества, ряженья,
театрализованный;
Социально-личностное Групповые помещения: уголки уединения и сюжетно ролевых
игр.
КоррекционноЛогопедический кабинет, кабинет педагога-психолога для
развивающее
индивидуальных занятий.
Уголки в групповых помещениях: речевой, сенсомоторный.
Подробное описание предметно-развивающей среды представлены в ОП ДО
«Каргасокский д/с №1» в разделеТребования к развивающей предметнопространственной среде.
3.6. Методическое обеспечение Программы
1. Андронова Н.А., Головко Л.А., Молодцова Н.Я., Сушицкая В.С. Учебнометодический комплект к программе Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»– Иркутск, 2011. – 410 с.
2. Андронова Т.А., Мареева Г.А. Игровые упражнения для развития речи детей 5-7
лет с ОВЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
3. Антронова Т.А., Марева Г.А. Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет
с ОВЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (5)
4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 3-4 лет. – М.:
Издательство СКРИПТОРИЙ 20003, 2019. - 120 с.
5. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Я учусь говорить. Формирование
фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4лет. – М.:
Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019. – 96 с.
6. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников
с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
– М.: просвещение, 2009. – 175 с.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
23
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением
интеллекта.
–
М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
8. Кирюшина А. Н., Железнова Е.Р., Мамедова Ю.И. Организация развивающего
коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые
образовательные потребности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018. – 192 с.
9. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков
звукопроизношения у ребёнка с ОВЗ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ
Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (10)
10. Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском
саду. Сборник материалов из опыта работы/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – Вып. 1. – 240с.
11. Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском
саду. Сборник материалов из опыта работы/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – Вып.2. – 240 с.
12. Ночкова О.В., Кадырова А.М. Карта комплексного обследования дошкольников с
нарушением познавательной деятельности (с 3 до 7 лет). СПБ.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 24с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного
образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд.
(инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336с
14. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект
материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных
учреждений. – М.: Генезис, 2008 – 80 с.
15. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки
занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. Ю. Е. Веприцкая. –
Волгоград:, Издательство «Учитель», 2011 – 123 с.
16. Сапожникова О.Б., Рыбакова А.Н. песочные игры для развития математических
представлений у детей с ОВЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
17. Степанова О.А. Программы компенсирующего вида и комбинированного видов:
Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
18. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр: пособие для педагога - дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.:
Издательство ВЛАДОС, 2018. – 256 с.
19. Танцюра С.Ю. Курышина Е.Ю. Сопровождение ребёнка 5-7 лет с ОВЗ в условиях
коррекционно-образовательного процесса. – ТЦ Сфера, 2019. 64с. (Библиотека
лгопеда). (7)
24